четверг, 28 марта 2013 г.

Какой эксперимент семейного психолога с подростками потряс всех шокирующими результатами? Что делали подростки во время эксперимента? Дети, время и одиночество.

Подросткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).


При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Психолог хотела доказать  гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. 

Им рекомендовалось  описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма легкой и безобидной. Психолог  полагала, что это   совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. 

Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго - третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла  дневник, в котором она все 8 часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?


— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша совершал пешие прогулки, порядка 20 км;

— одна девочка пошла в Музей  и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились "дурацкие" мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 из них позвонили приятелям по мобильному телефону, 3 детей позвонили своим родителям, 5 человек пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.


При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания "зависимость", "получается, я не могу жить без…", "мне все время нужно…"  и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно "расслышать" из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения "странных" мыслей.

Вот такие результаты. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается на практике…

Выводы каждый родитель сделает самостоятельно! Но факты вещь упрямая.


Ярлыки: , , , , , , , , ,

Комментарии: 3:

В мая 03, 2018 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Женщинам, которые завели ребенка в травматичных условиях, может быть сложнее научиться любви к нему — это будет требовать определённых усилий.

 
В мая 03, 2018 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Мать может души не чаять в дочке, но не понимает, что ребёнок является автономной личностью со своими потребностями.

 
В мая 08, 2018 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Отличники - это люди с хорошей памятью с детства или люди, которых родители раньше научили читать и считать. Они встали на рельсы и поехали, учеба давалась им легко. Есть известный комплекс отличника - избегание экзаменов и неудач во взрослой жизни, панический страх перед возможными неудачами в учебе или работе, из-за которого отличники мало добиваются в жизни (не все, конечно, но многие, есть статистика). Человек привык быть победителем, но ничем это не заслужил, это внешний ресурс и этот внешний ресурс обходится ему боком, потому что от присвоил его, он построил всю свою самоидентификацию на том, что не является его. Он воспринимает себя как отличника, как владеющего ресурсом учебы, но не владеет им, а получил лишь спонтанный аванс, благодаря папе и маме.

То же самое касается красавиц или тех парней, которые с детства умели нравиться и вовлекать в живую беседу. Это досталось им от природы или они очень рано скопировали это у кого-то и "научились", но научились без собственных усилий, без напряжения и без труда, поэтому им это не принадлежит. Стоит хоть раз споткнуться или потерпеть поражение, утратить часть, включится либо отрицание самого факта проигрыша, либо программа бегства от проблемы.

Те люди, которые с детства имеют разные таланты и способности, получали одобрение и хороший результат, нередко являются слабыми личностями, поскольку по сути жили на всем готовом, все пришло извне. Они не умеют трудиться. Они не знают, что такое делать что-то с нуля. У них нет главной мышцы личности - воли.

И вот когда воля у людей слабая очень, когда они привыкли делать лишь то, что нравится, что хорошо получается без усилий, то, что они делали всегда и привыкли, они все время избегают всего, что требует напряжения, они живут в той самой зоне комфорта, а у зоны комфорта есть одна пакостная черта - она никогда не расширяется сама собой, она всегда только сужается.

 

Отправить комментарий

На моем блоге ссылки, оставляемые Вами в комментариях открыты для индексации. Поэтому прошу Вас писать развернутые комментарии.

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница