Какие были славянские строительные обряды, жертвоприношения и ритуалы при постройке дома? Странности и закономерности Европейского Фен Шуй.
Строительство дома — это акт творения, созидания и благосостояния в Миру.
Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного
совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными
обрядами…
И плотники на Руси уподоблялись жрецам, они считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире и его законах.
Обычаи и ритуалы производились в определенной последовательности и имели потаенный подтекст.
Во - первых: определяли по всем правилам центр.
Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой
точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний,
святой) угол. Сюда сажалось молодое деревце (береза,
рябина, дуб, кедр, елка - устанавливалась икона) или устанавливался сделанный плотниками крест,
который стоял до окончания строительства. Дерево или крест уподоблялись
мировому древу, символизирующему миропорядок, космос и стремление к росту. Так
устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и
структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.
Благоприятные сантиметры учитывались не только в древнем Фен Шуй, но и у славянских строителей.
Благоприятные сантиметры учитывались не только в древнем Фен Шуй, но и у славянских строителей.
Во - вторых: приносилась жертва.
В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая
строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом
представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из
жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие
жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом
человеческой жертвы стали домашний скот (чаще всего конь) и мелкие
животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: "...при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в
качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание —
12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана,
или бычка, или козла".
Позже строительная жертва стала бескровной.
Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги,
которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с
олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.
В - третьих: укладка первого венца.
Обряд жертвоприношения при строительстве совмещался с укладкой первого венца. Этой
операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и
остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца
реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство
делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.
Обычно в этот
день плотники кладут только один венец, после чего следует "окладное"("обложейное", "закладочное") угощение, во время которого мастера
приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не
сгниет».
Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в
таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя
крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер
говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.
Укладка матицы.
Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего
основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью
которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников
обходил самое верхнее бревно ("черепной венец"), рассеивал по сторонам
хлебные зерна и хмель.
Хозяева все это время молились Богу. Мастер-жрец
переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в
карманах ее были положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке налито зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу,
содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с
привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.
После установки матицы и "матичного" угощения катались на лошадях с
песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через
день продолжали строить дом.
Прорубание окон и дверей.
Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и
оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего
мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, приговаривали: «Двери,
двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором
знак креста.
То же происходило, когда устанавливали притолоки и
подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать
в дом воров и злых духов.
Можно сделать вывод: с каким настроем строится дом или делается ремонт, такова и жизнь там сложиться у хозяев дома.
Покрытие дома. Крыша.
Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все,
что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине
мира, становится "своим", жилым и безопасным, только будучи покрытым сверху. С
укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников,
которое называлось "замочка" крыши.
На Севере устраивали "саламатник" —
торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными
блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки
(гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная
топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.
Окончание строительства.
Странными представляются обряды, завершающие строительство дома.
В
течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был
оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из
членов семьи.
Например, могли оставить непобеленным кусок стены над
иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы "всякие беды вылетали в
это отверстие". Так незавершенность, незаконченность связывалась с
идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия и продолжения жизни.
Ярлыки: дом, модель мира, обряды, обычаи, плотники, ритуалы, строительство, фото дома, центр дома
Комментарии: 2:
Не вижу смысла совмещать естественные науки с различными языческими ритуалами и верованиями. Внедрять обряды в технологию как минимум не стоит!
Иногда жизнь совмещает сама
У нас в подъезде пока кровью полы не окропили, ремонт не начали
Зато сейчас в доме чистенько и спокойно
Я, лично, против жертвоприношений, но так сложилось. Ни дать - ни взять. Просто факт из жизни кооперативного дома.
Отправить комментарий
На моем блоге ссылки, оставляемые Вами в комментариях открыты для индексации. Поэтому прошу Вас писать развернутые комментарии.
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница