Google+ Followers

среда, 27 марта 2013 г.

Какие были славянские строительные обряды, жертвоприношения и ритуалы при постройке дома? Странности и закономерности Европейского Фен Шуй.

Строительство дома — это акт творения, созидания и благосостояния в Миру.


Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…

 И плотники на Руси уподоблялись жрецам, они считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной  силой и особым знанием о внешнем мире и его законах. 

Обычаи и ритуалы производились в определенной последовательности и имели потаенный подтекст.

Во - первых: определяли по всем правилам центр.


Строительство начиналось с определения ритуального центра.  Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось  молодое деревце (береза, рябина, дуб, кедр, елка - устанавливалась икона) или устанавливался сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Дерево или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос и стремление к росту. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Благоприятные сантиметры учитывались не только в древнем Фен Шуй, но и у славянских строителей.


Во - вторых: приносилась жертва.


В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот (чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).  Отрывок из христианского номоканона гласит: "...при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла". 

Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

В - третьих: укладка первого венца.



Обряд жертвоприношения при строительстве совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

 Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует "окладное"("обложейное", "закладочное") угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет».  

Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы.

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и  достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно ("черепной венец"), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. 

Хозяева все это время молились Богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее были положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке налито зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

После установки матицы и "матичного" угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали строить дом.

Прорубание окон и дверей.



Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, приговаривали: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», — и делали топором знак креста. 

То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Можно сделать вывод: с каким настроем строится дом или делается ремонт, такова и жизнь там сложиться у хозяев дома.

Покрытие дома. Крыша.

 

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония,  ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится "своим", жилым и  безопасным, только будучи покрытым сверху. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось "замочка" крыши. 

На Севере устраивали "саламатник" — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства.



Странными представляются обряды, завершающие строительство дома.

В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. 

Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы "всякие беды вылетали в это отверстие". Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия и продолжения жизни.


2 комментария:

  1. Не вижу смысла совмещать естественные науки с различными языческими ритуалами и верованиями. Внедрять обряды в технологию как минимум не стоит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иногда жизнь совмещает сама

      У нас в подъезде пока кровью полы не окропили, ремонт не начали

      Зато сейчас в доме чистенько и спокойно

      Я, лично, против жертвоприношений, но так сложилось. Ни дать - ни взять. Просто факт из жизни кооперативного дома.

      Удалить

На моем блоге ссылки, оставляемые Вами в комментариях открыты для индексации. Поэтому прошу Вас писать развернутые комментарии.