Google+ Followers

среда, 28 ноября 2012 г.

28 ноября начинается Рождественский пост. Какое простое и понятное задание себе дать на эти сорок дней? Рассуждают священнослужители.

28 ноября 2012 года у нас еще День рождение нашего сына - ему 28 лет исполнилось. Еще 28 ноября - лунное затмение. Так что - три в одном!



Епископ Якутский и Ленский Роман: Не нужно изобретать велосипед



У кого-то из церковных писателей я читал: игра слов — пост православный и пост таможенный, милицейский. На посту таможенном проверяют наличие недолжного, нехорошего. Многодневный пост — это поиск того, что во мне нехорошего появилось в этот промежуток времени.

Чтобы найти это нехорошее, нужно усилить внутреннюю работу, размышление.

Первая задача многодневного поста — это очистить себя от привязанностей к порокам, дурных привычек.
Вторая задача — не оставить свою пустыню в результате этой работы, а наполнить ее духовным содержанием,  через чтение Слова Божьего, через размышление.

Здесь не нужно выдумывать ничего нового, оригинального, экстремального. Не надо изобретать духовный велосипед. Нужно жить так, как жили наши благочестивые предки.
.
Епископ Иона (Черепанов), наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря: Воздержаться от хотя бы какой-нибудь мелочной страсти

Епископ Иона (Черепанов)

Пост можно сравнить с сессией в институте: в течение семестра студент учится, а потом вспоминает изученное и старается максимально хорошо сдать экзамен. Так и для нас пост — время, когда мы должны вспомнить все, чему научились за время, прошедшее с предыдущего поста: что прочитали, что полезного почерпнули из встреч с духовными людьми, над исправлением каких своих недостатков потрудились.

Пост — это время, когда мы можем заглянуть вглубь себя.

И время поста — это еще одна возможность для нас приложить усилия, чтобы воздержаться от хотя бы какой-нибудь нашей мелочной страсти. 
Постараемся видеть, чего в нас пока не хватает, в чем мы чувствуем упущение, и хотя бы постом в этом отношении преуспеть.

Может быть, Господь даст нам благодать, и мы сможем полностью искоренить эту нашу небольшую, но все-таки существующую слабость.

Игумен Нектарий (Морозов)



Как полководец прежде сражения продумывает его план до мельчайших подробностей — а если не продумывает, то терпит чаще всего поражение — так и христианин, приступая к посту, еще накануне его должен сесть и обдумать свой «план». 

Примерно так:
«... Я постоянно кого-то осуждаю. Много говорю, не слежу за словами, не думаю — кому говорю, зачем, и в моих речах постоянно прорывается осуждение, причем не только тогда, когда я действительно на кого-то негодую, а и просто так — походя, заодно. 

Значит… Значит, с первого дня поста буду говорить меньше, буду обдумывать то, что сказать собираюсь, решусь ни о ком вообще без крайней необходимости не судить…»

Этот «план», точнее набросок его можно было бы и дальше разворачивать, сделать его подробней, шире. Но думаю, что принцип и так ясен. Только важно еще обязательно в течение поста, особенно продолжительного, как Рождественский, несколько раз так же вот садиться и обдумывать: а точно ли я этот план выполняю, не отступил ли я от него, не утратил ли ревность? И подправлять то, что неисправно…

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский: Не превратить пост в один из видов спорта

Протоиерей Алексий Уминский

Пост – общий для всех. А с другой стороны, для каждого человека – свой.

 И рекомендации здесь можно давать только в общем, понимая что при этом каждый человек будет поститься так, как не постится другой. У каждого – свой путь прохождения поста.
И воспринимать общие рекомендации как абсолютный план к действию, было бы не очень правильно. Они хороши, когда ты знаешь, на что можно ориентироваться. Но это отнюдь не некий воинский устав, обязательный к исполнению.

Каждый человек, начиная свой пост, а тем более – впервые, должен больше ориентироваться на свой собственный духовный опыт, может быть, пока небольшой. Исходить из того, как сам человек для себя определяет важность, смысл поста и свои собственные силы для его прохождения.

Мне кажется, самое главное во время поста – быть очень искренним внутри себя и не превращать пост только во внешнее исполнение, в один из видов спорта, когда человек стремится увеличить некий внешний потенциал: то есть количественное увеличение определенных духовных упражнений.

Прежде всего, важно поставить своей целью лучше понять свои отношения с Богом. О чем для этого человеку необходимо подумать, от чего следует отказаться, что ему полезно для того, чтобы смирить какие-то свои собственные грехи, и с какими грехами следует бороться в первую очередь.

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста протоиерей Максим Первозванский: Принцип слабого звена

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Нужно найти свое «слабое место», то, в котором особенно важно навести порядок, свою слабую точку, которая в данный момент требует какого-то воздействия. Кто-то, может быть, не сопереживает и не чувствует своего утреннего и вечернего правила. У кого-то – особые проблемы с раздражительностью, кто-то – унывает и так далее…

Есть такой принцип, сформулированный еще вождями мировой революции – принцип слабого звена. То есть не нужно пытаться порвать цепь проблем и грехов везде, а – следует найти то место, с которого имеет смысл начать, самое актуальное. И пост прекрасное время для того, чтобы это сделать.

 Помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий Потокин: Пост – подготовка к встрече
Протоиерей Алексий Потокин

Смысл поста определяется его концом. Рождественский пост – это путь человека к Рождеству Христову. Встреча с Богом всегда предполагает подготовку. Кто пришел в Церковь в зрелом возрасте, помнит, что этому предшествовали какие-то размышления о смысле жизни, часто – серьезные испытания. Если же крестят младенца, то ответственность за его подготовку к встрече с Богом возлагается на крестных.

Пост дает возможность осознать это, почувствовать, что Христос тебе нужен.

Настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин: Чтобы близким было хорошо

Протоиерей Феодор Бородин

Задание может быть такое: чтобы мои близкие, родные, с которыми я живу, испытывали радость оттого, что я пощусь. Поставить цель, чтобы близким не приходилось меня терпеть, а чтобы им со мной им было радостно и хорошо, служить им, не выплескивать на них свою усталость и раздражение.

Люди делают акцент на пищевые ограничения,  эту цель обычно никто перед собой не ставит, а надо бы. Конечно, эту цель можно на всех людей распространить, но начать хотя бы с наших близких.

Мы все устроены так, что готовы любезно разговаривать со всеми на работе и превращать в кошмар жизнь собственной семьи. На сослуживцев и знакомых нам удается произвести впечатление, с ними мы можем держать себя в руках, но близкие-то нас знают, как облупленных. Обязательство такое: чтобы близким со мной было хорошо.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии: Осознать свою немощь



Мне кажется неправильной сама постановка вопроса. Если человек придумывает себе на пост задачу, он совершает большую ошибку, которая и приводит к срывам, неуспехам в посте. Ведь пост — не мой дар Богу, а дар Божий мне. Не только пост, но любая мера подвига, молитвы.

Удалось мне попоститься — это повод для благодарности Богу. Если же я решил, что приношу дар Богу, то благодарить надо не Бога, а меня. Теряется духовный смысл поста — вместо того, чтобы осознать свою немощь, я возгордился.

Для всех нас, кроме совершенных, к которым я, к сожалению, не отношусь, главная польза от поста именно в том, что мы осознаем свою немощь. Не будь поста — как бы мы узнали, что страдаем чревоугодием, горды?

А новоначальному очень важно начать поститься в знак смирения. Он не понимает еще, зачем это нужно, но говорит, что раз Церковь установила пост, будет поститься вместе со всеми. Я считаю, что это огромный шаг вперед — когда человек решает не мерить Церковь своим умом, а перенять ее опыт.
У каждого своя мера поста, и если человек, имеющий духовный опыт, может ее, пусть неточно, найти, то неопытному, начинающему необходим совет духовника.

 Главное — чтобы и чадо, и духовник осознавали свою немощь, молили Бога о вразумлении.

Протоиерей Виктор Григоренко: Отказаться от праздности



Отвечаю обобщая, т. к. рекомендации «на пост» всегда носят индивидуальный характер. 

Для многих мирян строгое исполнение монастырских предписаний относительно постов часто является серьезным испытанием. Далеко не все могут взять этот «вес». В результате такого «делания» появляется уныние.

К сожалению, пост многими воспринимается, только как воздержание от того или другого вида пищи. Мы хорошо знаем, что это далеко не так,  — это их работа, а вернее, ее добросовестное исполнение, ради людей и ради Христа.

И здесь все: и воспитание детей, и работа в сфере обслуживания, и тяжелая мужская работа. Практически все сферы человеческого труда должны восприниматься нами, как доброделание и как богослужение. Вот на что нужно делать упор.

Постом в первую очередь нужно отказаться от праздности, от лишних и не нужных разговоров, от бездарной информации, которая рекой льется на современного человека. И это будет намного важнее исполнения вегетарианских предписаний.

Однако, вовсе не значит, что нужно забыть о правилах поста. Но эти правила для мирян, разумеется, не могут, да и не должны, сравниваться с правилами монастырскими. Конечно, рекомендации на пост для каждого человека должны быть индивидуальными, но, на мой взгляд, можно рекомендовать:

Отказаться от мяса. Среда — отказаться от молочных продуктов, можно употреблять рыбу. Пятница — строго овощи, фрукты. Молитвенное правило к Исповеди и Причащению распределить на среду, пятницу, субботу. 

 Причащаться за каждой воскресной Литургией. Чаще оставаться наедине с собой. Отказаться от лишних встреч. Навещать родителей. По возможности помогать больным и сиротам.

Протоиерей Игорь Фомин: Выбрать один из грехов


Мне кажется, было бы хорошо, если каждый человек, входящий в пост, установил себе какое-нибудь маленькое правило, задание. Допустим, прочитать какую-либо книгу. Может быть, уже давно знакомую. 

А самое главное, у каждого из нас есть душевные недуги, грехи и согрешения. И вот взять бы в самом начале поста покаяться в своих грехах (понятно, что это нужно делать не только в пост), выбрать какой-то из грехов и постараться его за эти шесть недель с помощью Божией победить.

Это будет очень важным делом, которое можно совершить в пост.