Google+ Followers

суббота, 4 февраля 2017 г.

Зачем и для чего нужны нам сны? Сон. Методика работы со сновидениями.



   Что снилось праотцам?

   Отношение к сновидениям в разные времена и у разных культур очень различалось. Чем древнее цивилизация, тем серьёзнее было отношение к толкованию снов. К примеру, в Древнем Египте сновидения считали мыслями богов, которые они хотят донести до людей. В Древней Греции и Риме строились специальные храмовые комплексы, в которых проводились ритуалы для «снисхождения» целительных или пророческих сновидений.Примеры того, что сны несут информацию, есть и в более поздней человеческой истории. Так, Дмитрий Менделеев увидел во сне периодическую таблицу элементов, Альберт Эйнштейн - теорию относительности. Большинство восточных врачевателей до сих пор начинают прием и диагностику с вопроса пациенту о том, что ему снится. 

Подобная традиция сохранилась и у сибирских шаманов. Большую часть информации о причинах проблемной ситуации шаман может получить из рассказа о сновидениях обратившегося к нему человека. А в особо сложных случаях он устраивает собственную сновидческую сессию, во время которой он будет спать до тех пор, пока не увидит точных указаний и путей разрешения ситуации клиента. Бывает и так, что шаман видит сон-послание еще накануне визита человека.

   Представители коренных народов Австралии, также сохранившие сновидческую культуру, считают одним из первых признаков потери связи с самим собой, со своим духом то, что человек не помнит снов или не понимает их языка. До сих пор у австралийцев, сохранивших традиции, утро начинается с пересказа увиденного ночью.

   В духовных традициях востока сновидческая практика всегда была важным продолжением дневных методов обучения. (Сегодня интересные теории и методы работы со сновидениями можно встретить в текстах буддизма Ваджраяны). Монахи и практикующие миряне учились сохранять в снах осознанность и присутствие, практикуя этот навык и для подготовки к осознанному умиранию. (В буддисткой традиции считается, что механизмы умирания очень схожи с тем, как человек засыпает и пребывает во сне). Позже методы работы со сновидениями, описанные в различных буддийских школах были адаптированы западными психологами и исследователями сновидческой реальности. Сейчас они известны как работа с осознанными сновидениями. В них сновидец является не пассивным зрителем или участником, происходящего, а режиссером, управляющим сценарием сна.

Смысл - в эмоциях

   Работая со сновидениями, можно получать ответы на вопросы, исцелять, видеть будущее и даже предотвратить нежелательные события. А как быть остальным, кто снов не видит? Таковых просто нет, сны видят все. БДГ-фаза (быстрое движение глаз), то есть период, когда человек видит сны, зафиксирована экспериментально и наблюдается у абсолютного большинства людей, и лишь у совсем немногих она бывает нечасто. Сновидения - это одна из сторон проявления нашей жизненной энергии, и не быть их просто не может. Другое дело, что не все их запоминают: психофизиологическое и биохимическое состояние спящего и бодрствующего человека настолько различны, что скачок между сном и бодрствованием способен стереть воспоминание о снах из памяти и, чтобы их сохранить, требуется специальный навык. Когда мы засыпаем, наше сознание расслабляется, контролирующая функция восприятия дневной реальности ослабевает, и поток сознания может свободно течь внутри тела и проникать туда, куда днем доступ заблокирован. Одним из таких мест является «древний мозг». 

В зоне «древнего» мозга создаются мозговые волны (характеризирующие БДГ-фазу сна), которые распространяются вверх, в зону «молодого» мозга и активизируют весь мозг, захватывая и левое, и правое полушарие. Нейрофизиологи Дж. Аллан Хобсон и Роберт У. Маккарли, изучавшие природу сновидений, считают, что сны - результат попыток «молодого» мозга придать смысл раздражающим импульсам, поступающим в кору из генератора сновидений - «древнего» отдела мозга, в котором, как считается, и храниться вся информация. Это то, что психологи называют «бессознательное». В этом случае сновидения - это трансформированные в образы энергетические импульсы, исходящие из глубин бессознательного к дневному восприятию, в котором образы соответствуют эмоциональной окраске данных импульсов. 

   Характеристика этих импульсов зависит от того, в каких жизненных процессах находится человек. Мозг подбирает подходящие под ситуацию образы в соответствии с жизненным опытом сновидца и синтезирует их в сценарии. Таким образом, видимые во сне сюжеты - лишь верхушка айсберга сновидения. А эмоции, находящиеся внутри этих картин, и дают доступ к смыслу сновидений.

   Одна из функции сновидений - продолжение эмоционально значимых процессов дневной жизни, их развитие и гармоничное разрешение для человека. Почему же многие люди не помнят или не понимают свои сны? Дело в том, что человеку, отделенному от своего духа и живущего только обусловленной дневной реальностью, не выгодно и «неудобно» слышать голос мудрости. Приведу наглядный пример. Одному мужчине предложили новую и хорошо оплачиваемую работу, однако, требующую большей занятости. Пока он размышлял, сменить ли работу ради денег, ему приснился сон, как жирная, большая склизкая жаба сама запрыгнула ему в руки, а затем попыталась перебраться на голову. 

Сон с подобным сюжетом повторялся несколько раз. И каждый раз человек просыпался с чувством отвращения и головной болью. Сновидец слегка обеспокоился этими снами, но кто-то из знакомых сказал, что жаба - к деньгам. Несмотря на вызванное снами интуитивное чувство чего-то неблагоприятного, человек счел символ жабы во сне хорошим знаком и устроился на новую работу. Через полгода, имея очень много денег, он был вынужден лечь в больницу с острым приступом шейного остеохондроза, случившегося от переутомления и больших нагрузок на работе.

   Сновидения всегда предостерегают и предупреждают о каких-либо важных событиях дневной реальности. Почему же тогда, если они так важны, они так непонятны? Структура пространства обитания сновидений не линейна, а объемна. И, соответственно, способ передачи информации не прямой, а символический, образный. И потому - не всегда легко читаемый. Однако образы - это лишь склеивающий материал сновидений. Образы подбираются из совокупности всего жизненного опыта сновидца: из прожитого, увиденного, прочитанного, услышанного или даже придуманного. Поэтому сновидения могут быть хаотичны и спутаны. Основную информацию при этом несут эмоции, которые человек испытывает, видя образы.

   Чувственное проживание образов раскрывает энергетические ресурсы для гармоничного разрешения жизненных ситуаций.

   Так, например, если бы хозяин сновидения про жабу не принял чужую интерпретацию, а прислушался к ощущению отвращения от прыгающей в руки жабы, то, возможно, он смог бы осознать неблагоприятный исход от смены работы. К тому же, дальнейший сюжет, в котором жаба пыталась забраться на голову сновидцу, предупреждал о предстоящих проблемах со здоровьем.

   И более того, указывал на область заболевания. В последствие, работая с этим сном и заново проживая его сюжет, сновидец с удивлением обнаружил, что ощущение жабы на голове было очень похоже на симптомы, с которых начал развиваться его остеохондроз. И проживая различные аспекты своего сновидения, человек внезапно пришел к «банальному» озарению, что жаба может быть не только восточным символом богатства и процветания, а и просто чрезмерной жадностью, которая ему свойственна. Работая с проживанием чувственной стороны сновидения, этот сновидец осознал новый стиль жизни, который предлагал ему больше прислушиваться к себе и почувствовать свои истинные потребности, а не гнаться за внешним престижем.

Проснись и осознай

   «Конечно, - слышу возражения, - легко интерпретировать сон, когда события уже случились. А как понять предупреждения о грядущих неприятностях?» Да очень легко. Вопрос только - хотите ли вы принять подобную информацию. Ведь зачастую она может противоречить дневным намерениям или долгосрочному стилю жизни. Если же намерение есть, есть готовность не только понять послание сновидения, но и принять его. Достаточно просто сделать следующие шаги.    

Поставьте будильник на 15 минут раньше того времени, когда вам надо вставать. Проследите, чтобы будящей вас звук был бы приятный и мягкий. Важно мягко проснуться, а не вскочить, как панночка из гроба. Постепенно пробудившись и еще не полностью включив повседневное восприятие реальности, нужно вспомнить фрагмент сна и заново пересмотреть его. Обычно, осознав один сюжет сновидения, вспоминаешь несколько других. Это похоже на прикорм рыбёшек: за парочкой мальков к берегу реки приплывает целая стая, и, возможно, появится рыбка и покрупнее.

   Вспомнив сновидение или его фрагмент, выберите наиболее заинтересовавший вас образ или персонаж. Сконцентрируйтесь на нем и понаблюдайте за чувствами или эмоциями, которые возникли.    Работая с запомнившимся сном или его фрагментом, нужно выделить его эмоциональную составляющую и соотнести ее с дневными ситуациями. Возможно то, что вы чувствуете, вспоминая этот образ, будет тем самым, что уже присутствует в вашей жизни или тем, что вы так хотели бы ощутить в ней. Иногда уже этого достаточно для первичного понимания смысла сновидения.   

 Если прямой связи между эмоциональной составляющей сна и событиями дневной реальности нет, попробуйте сделать следующий шаг. Выберите образ или предмет из сновидения, который вас больше всего притягивает или интересует. Неважно, приятный ли это образ или вызывающий ужас или отвращение. Важно, что именно этот образ или сюжет привлек ваше внимание. Выбрав, сконцентрируйте на нем внимание, прочувствуйте его и затем перевоплотитесь в него. Станьте этим предметом или образом, персонажем сна. Как изменилось ваше состояние? Что вы почувствовали в новом качестве? Каковы будут ваши действия в новом образе? Продолжайте разворачивать сюжет сновидения. Что вы хотите сделать или сказать в этом образе? Именно в этих действиях, а так же в самом эмоциональном состоянии этого образа и скрывается одно из возможных посланий сновидений.

   Для того, чтобы пройти на еще более глубинные уровни раскрытия послания сновидения, попробуйте не только представить себя каким-либо персонажем сна или образом, но и поменять позу и начать двигаться и даже звучать, как если бы это делал сам персонаж. При этом необходимо сохранять двойное внимание: первое внимание на том, что и как делает персонаж сна, а второе внимание на том, что чувствуете по этому поводу вы как хозяин сновидения. Если это кажется сложным, то можно делать паузы, по частям осознавая собранные данные применительно к своей жизни.

   Собрав всю информацию, прочувствуйте энергию или эмоциональное состояние, наполняющее проживаемый вами образ. Проявите его в движении тела или руки. Возможно, вам захочется станцевать или спеть. Сделайте это. И двигаясь, прочувствуйте, какой стиль жизни предлагает вам эти движения, в чем их суть. Если бы они могли говорить, то каково было бы это послание, что бы оно вам сообщило. Здесь важно действительно услышать послание, а не придумать. И чем больше вы отдадитесь движению или пению, тем сильнее вероятность услышать глубокий смысл послания. И, скорее всего услышанное будет очень простым и лаконичным. Например, проживая состояние волны или водного потока и соответствующим образом при этом двигаясь, человек может услышать послание: «Теки» или «Будь гибче»... Такие послания предлагают те ресурсы или состояния, применяя которые можно максимально просто и быстро, а также корректно по отношению к себе и окружающим разрешить любые дневные ситуации.

   Вот пошаговый пример того, как применяла подобные методы одна практикующая сновидящая. Наиболее интересующим ее фрагментом сна с разнообразным калейдоскопом образов был выбран фрагмент корабля в океане. Первый шаг состоял в том, чтобы вспомнить, какое эмоциональное состояние сновидящая переживала в том фрагменте сна, когда она заново его просматривала. Для нее это было чувство спокойствия и расслабления. Чувство, которое она легко соотнесла со своей повседневной жизнью, присутствовало в ее дневной реальности, и было достаточно устойчивым и привычным.

   Шаг второй: используя свое творческое воображение, девушка представила себя кораблем из сновидения. И чтобы лучше почувствовать себя в этом образе она приняла позу, которая его повторяла. Перевоплотившись и чувствуя себя кораблем, она испытала ощущение мощи, уверенности. Это было приятно переживать и давало ей возможность в большей степени почувствовать свою собственную мощь, которую она в себе знала, но последнее время стала значительно меньше ощущать. Осознав это и соотнеся со своей жизнью, сновидящая решила развернуть сновидение дальше и дать образу корабля ожить, развернуться в ее воображении.

   Шаг третий - слегка расслабившись и сохраняя ощущение себя кораблем в океане, сновидящая стала просто наблюдать, что же будет происходить с ним дальше. И к ее удивлению она вдруг обнаружила, что ничего и не происходит. Корабль просто стоял на месте в открытом океане! Ему уже давно пора двигаться дальше, но он все стоит. Моментально это связалось с жизненной ситуацией, в которой тоже наблюдался застой и отсутствие четких ориентиров дальнейших действий.

   Шаг четвертый заключался в том, чтобы «досмотреть» и прожить дальнейшую историю образа, хотя ночной сон на этом месте и заканчивался. Этот метод часто применяется опытными сновидцами и используется ими либо прямо во время сна либо по пробуждению. Итак, продолжая себя чувствовать мощным кораблем, «застрявшим» в океане, сновидящая «включила двигатель и начала двигаться вперед». Девушка двигалась по комнате, совершая движения телом и звуча, как будто она и есть этот самый корабль, который набирает скорость. Постепенно эти движения и звуки переросли в ритмичные движения и мелодию, в которой были слова: «Вперед легко и радостно и только вперед!». 

И в том, как она двигалась и звучала, была необыкновенная красота, сила и мягкость. В этом ритме, в этих движениях и словах и было глубинное послание энергии сновидения. Благодаря им, сновидящая смогла не только понять что ей сейчас важно начать делать в жизни, но и прочувствовала то состояние, с которым она может это делать. Состояние легкости, радости и движения. По ее словам, до работы с этим сновидением, ей казалось, что если она опять начнет что-то активно делать в своей жизни, это непременно будет тяжело и трудно. Работа со сновидением дало ей возможность не только интеллектуально понять сон, но и пережить всем телом легкую и радостную энергию послания о необходимости движения вперед. 

   В завершение работы девушка сказала, что знает, что ей делать дальше в жизни и как привнести это послание из ночной реальности сна в дневную реальность. Позже, возвращаясь к проделанной работе, сновидящая смогла осознать, что беспокоящие ее ситуации по ощущениям были похожи на то, как стоял корабль из ее сна посреди океана. А состоянием, которого ей так не хватало для выхода из них, и было то уверенное и мощное и одновременно легкое движение корабля вперед. Впоследствии, как только у нее появлялось чувство, что опять «все стоит на месте», она начинала напевать ту мелодию со словами и вместо зарядки двигаться, как корабль в океане.

   Таким образом, когда мы объединяем послания сновидений с дневной реальностью, голос внутренней мудрости говорящий с нами через сновидения постепенно становится все отчетливей и понятнее. И сновидения в свою очередь менее запутанными и более ясными. К тому же, использование послания сновидений в дневной реальности помогает обрести внутренних помощников и союзников, которые всегда находятся рядом с вами в любых ситуациях. Готовые прийти к вам на помощь каждую ночь и распутать любые переплетения в жизни. Достаточно лишь закрыть глаза и помощь тут как тут.

   Объединяя ночную и дневную реальность, человек постепенно приходит к пониманию единой природы различных измерений и явлений. И, обучаясь объединять, а не разделять, он приходит к целостности и гармонии. И все эти драгоценные состояния можно раскрыть в себе через осознание послания любого сновидения, которое является прямой дорогой к самому себе. Таков холистический подход к творческой работе со сновидениями.

   Вот пример сновидения, с которым работала одна из обученных сновидящих. Будучи в деловой поездке, она переживала конфликт с мужем, оставшимся дома. Размышляя по поводу их дальнейших отношений, она увидела такой сон.



   Она вместе с мужем летит в самолете. Перед посадкой самолета ситуация становится аварийной. Начинается паника, и сновидящая испытывает сильный страх. В следующем запомнившимся ей фрагменте сновидения она уже не сидит рядом с мужем, а оказывается рядом с кабиной пилотов, на месте, где обычно сидят стюардессы. Рядом никого нет. Самолет совершает аварийную посадку, все пассажиры живы. Девушка, хотя и сидела впереди, выходит из самолета последней, когда все думают, что внутри уже никого нет, и даже убирают трап. Но, увидев ее, трап возвращают, и она мягко сходит на посадочную полосу и идёт в ожидающий ее автобус с друзьями.

   Работая с этим сном, сновидица отметила, что самым значимым для нее эпизодом и эмоцией был не страх во время крушения самолета, а спокойствие, с которым она мягко спускалась по трапу. Развернув эмоциональную составляющую сна, женщина прочла следующее послание. Несмотря на назревающие серьезные проблемы в отношениях с мужем, которые, возможно, даже могут оказаться катастрофичными для их семейной жизни, ей важно сохранять спокойствие и мягкость. Это состояние и стало для нее внутреннем ресурсом, на котором удалось прожить длительный конфликт и перейти на новый уровень семейных отношений.

Позже, когда ситуация миновала, сновидящая интерпретировала еще один фрагмент сновидения, который вначале не привлек ее внимания. Во сне во время аварийной посадки она оказалась одна в носовой части самолета. В жизненной конфликтной ситуации она выбрала тактику эмоциональной дистанции с мужем и решала все без какой-либо поддержки со стороны близких. И только по завершению трудного периода вернулась к общению с друзьями. Именно этот стиль жизни и был показан во фрагменте сна, где девушка оказалась одна во время катастрофы. Такое поведение и оказалось для нее наиболее сберегающим силы и дающим возможность менее разрушительно для себя и окружающих пережить опасный период семейной жизни.

   Эта работа с посланием сна - лишь прикладное прочтение, применимое к проблемной ситуации сновидящей. Опытные мастера сновидений могут раскрыть в описанном выше сне еще несколько уровней важных посланий для его хозяйки и отражение долгосрочных стилей жизни.
   

Условно можно выделить следующие категории сновидений:

   Бытовые или кармические сны.

   В этих снах продолжаются дневные ситуации или переживания. Такие сны посещают нас каждую ночь, каждый из них несет достаточно важное послание. Иногда, когда послание оказывается очень важно, сны могут повторяться или быть похожими друг на друга по сценарию или эмоциональному наполнению. Это означает, что человек не уделяет должного внимания сну, не понимает и не принимает послания. Такие сны очень важны, они связанны с ситуациями, судьбоносно влияющими на человека.

   Вещие сны или сны о будущем.

   В большинстве случаев подобные сны предупреждают о неблагоприятных для сновидца ситуациях, и лишь изредка в них содержится информация, предвещающая что-либо позитивное. Ход событий большинства вещих снов изменить очень сложно, но можно изменить свое отношение к предстоящему. У любого сна есть не менее семи уровней прочтения. И те образы, которые рассказывают о предстоящих событиях, - первый и самый поверхностный уровень. На более глубоких уровнях - информация, как экологично прожить предстоящие неприятности, и как раскрыть ресурс или состояние, которое поможет в предстоящей ситуации. 

Если пойти еще глубже в работе с подобным сновидением, то можно осознать, чему важно научиться в непростой ситуации. И если такое осознание возникнет еще до наступления предвиденной ситуации, можно не только мягко и без вреда себе и близким справиться с «темной» полосой в жизни, но и превратить её в радужную. Причём все знания и силы сновидец получит из многоуровневого послания собственного сновидения.

   Сны о прошлых жизнях.

   В подобных снах можно увидеть глубинные или символические причины происходящего в жизни сновидца. Например, если сновидец встречает незнакомого человека, к которому испытывает чувство близкого родства и давнего знакомства, он может «заказать» сон и увидеть историю предыдущих отношений. Возможен и другой вариант подобных снов, когда люди с какими-либо значимыми проблемами или страхами, не объяснимыми с позиций их жизненного опыта, могут осознать их причину, пережив ситуацию в сновидении, происходящем в другую эпоху в теле другого человека. Так, например, одна девушка в процессе работы с паническим страхом воды пережила между психотерапевтическими сессиями сон, в котором видела себя крестьянкой. Её топил муж, стоя в грубо выстроганной лодке. Во сне клиентка достаточно четко понимала, что происходящее относиться к XVIII или XIX веку. После она рассказала, что осознала глубинные причины того, что ей мешало выстраивать долгосрочные отношения с мужчинами, которые она сама и разрушала. А ничем не объясняемый страх утонуть в воде стал постепенно уменьшаться. Подобные аналогии можно обнаружить практически в большинстве подобных реинкарнационных снов. Возможно, что для такой работы на первых этапах обучения может понабиться помощь специалиста или опытного сновидца.

   Осознанные сновидения.

   Это особый вид сновидений, в которых человек становиться не пассивным наблюдателем происходящего, а режиссером или волшебником, который может сам управлять сюжетом. Многим такие сны снились в детстве, но, взрослея и теряя согласие с собой, люди теряют и эту способность. Во многих духовных и древних традициях практика осознанных сновидений стоит на втором месте после дневных медитаций и тренировок осознания. Навык управлять происходящим во сне переносится и на дневную реальность. 

   Сон внутри сна. 

   Это так называемый «эффект матрешки». Подобные сны встречаются при обучении осознанным сновидениям. Переживания, как будто вы уже пробудились и начали заниматься своими повседневными делами, как вдруг вы «просыпаетесь» еще раз, и все повторяется заново. Это своего рода сновидческий «День сурка» в ускоренном просмотре.

   Сны-визиты.

   Это сновидения, в которых происходит взаимодействие с умершими родственниками либо эмоционально значимыми людьми прошлого. Обычно такие сны несут важные послания.

   Инкубированные сны.

   Это сновидения, заказанные для разъяснения какой-либо ситуации. Обычно намерение увидеть подобное сновидение выстраивается в течение нескольких дней постоянным напоминанием о необходимости увидеть сон на заданную тему. Возможно обращение к каким-либо своим личным помощникам либо к охранителям сновидений.

   Сны-инициации.

   Например, посвящения в шаманы. Особый вид сновидений, в которых переживается какие-либо эзотерические посвящения прошлого или даже ритуалы иных измерений. Возможно получение сакральных знаний.

   Исцеляющие сновидения

   Эта техника применяется опытными сновидцами для помощи себе в трудные моменты жизни или во время болезни. Так как в сновидении мы свободны от ограничений, исцеление проходит более результативно, чем в дневной реальности. Иногда подобные сновидения происходят без специально простроенного намерения, что говорит о сновидческих способностях человека. 

   Совместные сновидения. 

   Встречаются у людей с высокой эмоциональной и духовной близостью. Иногда намеренно используются семейной парой или близкими людьми, чтобы лучше разобраться в какой-либо ситуации. Одну часть сновидения видит один, вторую - другой, и та часть информации, которая может быть сокрыта от одного, оказывается доступной другому. Также в подобных сновидениях возможен обмен информацией между людьми, находящимися далеко друг от друга.

   Сны ясности.

   Это особое состояние, возникающее в результате духовной практики. Когда состояние осознанности не прерывается различными отвлечениями и становится беспрерывным, на смену сновидениям с образами приходит переживание ясного света, суть которого описать крайне сложно, но можно встретить в тибетских текстах.

Рекомендуемая литература для желающих узнать больше:

   1. Чогьял намкай Норбу «Йога сновидений и практика естественного света», Спб, 2003 г.

   2. Роберт Мосс «Осознанные сновидения», изд-во «София», 2000 г.

   3. Стивен Лаберж «Практика осознанного сновидения», изд-во «София», 1996 г.

   4. Арнольд Минделл «Сновидение в бодрствовании», из-во АСТ, Москва, 2003 г.

   5. Арнольд Минделл «Ученик создателя сновидений», из-во АСТ, Москва, 2003 г.

   6. Стенли Криппнер, Джозеф Диллард «Сновидения и творческий подход к решению проблем», из-во Трансперсонального Института, Москва, 1997 г. 

Статья Ирины Зингерман была опубликована в журнале «Ваша Светлость» №3, ноябрь, 2006. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий

На моем блоге ссылки, оставляемые Вами в комментариях открыты для индексации. Поэтому прошу Вас писать развернутые комментарии.