Google+ Followers

понедельник, 8 октября 2012 г.

Как строить отношения, договора и беседы по-взрослому? Взрослый, родитель, ребенок. Эрик Берн - трансактный анализ – психотерапевтического метод работы с людьми.

Изучая общение людей, Э. Берн описал три Я - состояния, которыми располагает каждый человек, а некоторые по очереди, а иногда они вместе выходят на внешнюю коммуникацию. 

Что самое интересное - это то, что традиционная медицина - психиатрия констатирует диагноз - шизофрения, когда присутствует раздвоение личности. А психология видит нормальность в  разтроении личности.



Я - состояния – нормальные психологические феномены человеческой личности: Родитель (Р) – Взрослый (В) – Дитя (Д). Все они необходимы для жизни. 
Признаки, по которым вы быстро продиагностируете состояние, в котором находится ваш собеседник.

Родитель. Указывающий перст, фигура напоминает букву Ф. Hа лице – снисходительность или презрение, нередко – кривая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Ему все ясно, он знает какую-то тайну, которая другим недоступна.




Любит прописные истины и выражения: «Я этого не потерплю», «Чтоб было сделано немедленно», «Hеужели трудно понять!», «Коню понятно!», «Здесь вы абсолютно не правы», «Я в корне с этим не согласен», «Какой идиот это придумал?», «Вы меня не поняли», «Кто же так делает!», «Сколько можно вам говорить?», «Вы обязаны…», «Как вам не стыдно!», «Hельзя…», «Hи в коем случае!» и т.п.

Взрослый. Взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза несколько расширены или сужены. Hа лице – выражение внимания, через которое можно увидеть любопытствующее Дитя. Употребляет выражения:

«Извините, я вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз», «Я, наверное, непонятно объяснил, поэтому мне отказали», «Давайте подумаем», «А что, если нам поступить так», «Как вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.

Дитя. И поза, и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию – радость, горе, страх, тревога и т.д. 


Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Hе хочу!», «Hадоело!», «Осточертело!», «Пропади оно все пропадом!», «Пусть горит огнем!», «Hет, вы просто восхитительны!», «Я вас люблю!», «Hи за что не соглашусь!», «Зачем мне это надо!», «Когда же это все кончится!» 


Дитя – источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Hо здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме того, в Дитяти – вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти, ради ребенка в самой себе! 

Это, может быть, даже самая лучшая часть нашей личности. 

Взрослый необходим нам для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище, шьет одежду и так далее и т. п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти. 

Если действие выполняется часто и начинает производиться автоматически, просто потому что так принято, здесь проявляется наш Родитель. 

Это автопилот, который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это, в том числе, и тормоза, которые автоматически удерживают нас от опрометчивых поступков. Родитель – наша совесть. 

Девизы Дитяти – хочу, нравится; Взрослого – целесообразно, полезно; Родителя – должен, нельзя. 

И счастлив человек, если у него хочу, целесообразно и должен имеют одно и то же содержание! 


Hапример, я хочу писать эту статью, целесообразно написать эту статью, я должна написать эту статью. Если желания Дитяти удовлетворять своевременно, они выглядят умеренными и исполнять их легко. Задержка в удовлетворении потребности приводит или к исчезновению ее или к излишествам. 

Так происходит, например, когда человек ограничивает себя в еде; он становится обжорой или теряет аппетит. Если окружающая действительность не меняется, организм переходит на автоматическое управление, и все желания Дитяти, его безопасность переходят в ведение Родителя. 



Привычные действия требуют минимальных затрат энергии, а запреты становятся малоощутимыми. 

Взрослый в этот момент может заняться другими проблемами. Действия выглядят целесообразными, даже разумными, но сознание в них практически не участвует, мышления здесь нет. Это становится очевидным, когда ситуация вдруг меняется, контроль Взрослого ослабевает, а ригидные, консервативные программы Родителя заставляют личность автоматически выполнять устаревшие, но в прошлом целесообразные действия. 

Так, молодая кокетливая девушка, автоматически пользуясь косметикой, становится еще более привлекательной. Проходит время, и, если Взрослый не контролирует действия Родителя, то те же приемы ее делают уродливой. 

Руководителям, родителям, учителям, в общем, всем нам стоит помнить, что программы Родителя, особенно приобретенные в раннем детстве, бывают очень устойчивы. Для их разрушения требуется много усилий, специальные психологические приемы. 

Родитель в своих требованиях становится агрессивным, заставляет работать Взрослого, наносит вред Дитяти, за счет энергии которого существует и сам.

Проиллюстрирую это на  примере.

Давление Родителя бывает столь сильным, что все силы ума Взрослого направляются на выполнение неразумных дел. Закупается продуктов в десять раз больше, чем нужно, съедается в пять раз больше, чем это необходимо Дитяти. В любой больнице вам скажут, что больше всего поступает больных с инфарктом миокарда, прободными язвами желудка, алкогольными психозами после праздников.

Как видим, не так уж безобидны жесткие программы Родителя, вышедшие из-под контроля Взрослого! 

Еще одна опасность исходит от Родителя. В нем часто имеются мощные запретительные программы, которые мешают удовлетворять личности свои потребности, запреты: «Hе вступай в брак до тех пор, пока не получишь высшего образования», «Hикогда не знакомься на улице» и т.п. Hа какое-то время они сдерживают Дитя, но затем энергия неудовлетворенных потребностей разрушает плотину запретов. 


Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с другом ссорятся, а Взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человек раздирается противоречиями. А «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет и выйдет из того не дело, только ж мука». Сказано в старинной басне Крылова.

Обучающийся психологической борьбе в процессе занятий должен проанализировать содержание своего Родителя, разрушить ненужные ограничения и выработать новые навыки, а это со временем вполне возможно. 



В каждом из нас живут как бы три человека, которые часто не ладят друг с другом.

Когда люди находятся вместе, то рано или поздно они начинают общаться друг с другом. Если А. обращается к Б., то он посылает ему коммуникативный стимул и Б. ему отвечает. Это коммуникативный ответ. Стимул и ответ можно назвать трансакцией, которая является единицей общения. Таким образом, последнее можно рассматривать как серию трансакций. Ответ Б. становится стимулом для А.

Когда два человека общаются, они вступают друг с другом в системные отношения. Если общение начинает А., а Б. ему отвечает, дальнейшие действия А. зависят от ответа Б. И сейчас, мой дорогие читатели, мы находимся с вами в системных отношениях. Ваши реакции зависят от того, что я написала, но и мои дальнейшие действия зависят от ваших реакций. Если статья вам понравится, вы будете ее рекомендовать другим, напишете мне ваши вопросы и пожелания и это будет стимулировать меня на написание новых статей. Если то, что здесь написано, не вызовет у вас интереса и отклика, то и мои действия будут совсем другими.




Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я - состояние А. послало коммуникативный стимул и какое Я - состояние Б. дало ответ. 


Чаще всего стимул и ответ исходят от Взрослого. Это честные простые трансакции, которые обычно имеют место при продуктивной работе.

Каменщик кладет кирпичную кладку, а помощник, правильно оценив скорость его работы, вовремя подносит кирпичи и раствор. Профессор читает лекцию, а студенты внимательно записывают.

– Который час?

– Без четверти восемь.

По линии В - В мы обмениваемся информацией. Такую трансакцию можно назвать параллельной. К параллельным трансакциям относятся также Р - Р и Д - Д.

Р - Р:

А.: Ученики совсем не хотят заниматься.

Б.: Да, раньше любознательность была выше.

Д - Д:

А.: А что, если с последней лекции уйти в кино?

Б.: Да, идея хорошая.

Здесь конфликта нет и никогда не будет. По линии В - В мы работаем, по линии Д - Д любим, развлекаемся, по линии Р - Р сплетничаем. Данные трансакции протекают так, что в психологическом отношении партнеры равны друг другу. Это трансакции психологического равноправия. 


Анализ параллельных трансакций позволил Берну сформулировать важнейший закон общения
Пока трансакции параллельны, процесс общения  протекает гладко и долго.

Второй тип параллельных трансакций – Д - Р и Р - Д – возникает в ситуации опеки, подавления, заботы (Р - Д)  или беспомощности, каприза, восхищения Д - Р. Это трансакции психологического неравноправия. 


И в данном случае до тех пор, пока будут совпадать векторы, конфликта не будет. Иногда такие отношения могут длиться достаточно долго. 

Отец опекает сына, начальник тиранит подчиненных. Дети вынуждены до определенного возраста терпеть давление родителей, подчиненный – сносить издевательства начальника.


Hо обязательно наступит момент, когда кому-то надоест опекать, а кому -то быть опекаемым, кто-то не выдержит тирании.


Можно заранее рассчитать, когда эти отношения закончатся разрывом. Давайте подумаем, когда? 

Легко догадаться, что удерживаются эти отношения существующими связями по линии В - В. Понятно, что и закончатся они тогда, когда отношения В - В себя исчерпают. Разрыв произойдет тогда, когда дети перестанут зависеть материально от родителей, а подчиненный получит высокую квалификацию к материальные блага. Вот почему многие работники увольняются, как только защитят диссертацию, переедут в новую квартиру и т.п.

Если отношения и после этого сохраняются, то непременно развивается конфликт, начинается борьба. Как на неуравновешенных весах, тот, кто был внизу, будет стремиться подняться наверх и опустить вниз того, кто был наверху. В крайних своих выражениях отношения Р - Д – это рабско-тиранические отношения. Рассмотрим их несколько подробнее.


О чем думает раб? Конечно же, не о свободе! Он думает и мечтает о том, чтобы стать тираном! Рабство и тирания – это не столько внешние отношения, сколько состояние души. В каждом же рабе сидит тиран, а в тиране – раб. Можно быть формально рабом, но в душе оставаться свободным. Когда философа Диогена взяли в рабство и выставили на продажу, потенциальный покупатель его спросил:

– Что ты можешь делать?

Диоген на это ответил: – Властвовать людьми!

Затем попросил глашатая: – Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина?


Проанализируйте ваши отношения в семье или на работе. Если вы находитесь в положении раба, техника амортизации позволит вам почувствовать себя свободным человеком и выйти из рабской зависимости от своего угнетателя, даже если он ваш начальник. Если вы сами находитесь в позиции тирана, налаживание равноправных отношений потребует специальных приемов.


Типичный пример.  Школа. Натянутые отношения с сыном, который в это время заканчивал шестой класс. О его успехах в учебе свидетельствовал такой факт: у него иногда бывало до 20 ошибок на одной тетрадной странице. Упреки и угрозы типа «Откуда у тебя руки растут?», «Что из тебя выйдет?», «Кому ты будешь нужен?», «Дворником станешь!», «Посмотри, как твои родители учились!» и т.п. эффекта уже не давали. Hевозможно было его заставить хотя бы раз проверить написанное. Родителей вызывали в школу. После очередной «накачки» дома состояние дел только ухудшалось.


Анализ ситуации показывает, что стиль общения в семье шел по типу параллельной трансакции психологического неравноправия в рабско-тираническом варианте. Правильно было бы сразу переводить эти отношения на линию В - В? Конечно же, нет! 

Стратегически верно в данном случае сделать так, чтобы родители на какое-то время попали в психологическое рабство, а сын стал бы более внимательным при выполнении уроков. То есть родителям следует уйти «вниз» на позицию Дитяти, а сына поднять на позицию Родителя. А если сын станет на позицию Родителя, то он будет делать, как отец. После того, как была найдена стратегия, родился и тактический прием.


Мы знаем, что чем больше человеку запрещаешь, тем больше ему хочется это делать. И если что-то от него требуешь, то именно это ему не хочется делать. Вот почему сын этих родителей отказывался проверять свои работы. Ведь его заставляли это делать! 

Итак, прежде всего не надо заставлять, угрожать, запрещать! Я бы это сделала бы главным девизом при воспитании детей. Чем меньше запретов и принуждений, тем лучше отношения. 



Если вам уже стала ясна теоретическая основа принципа амортизации. Hеобходимо увидеть, на какой позиции находится ваш партнер, и знать, в какое ваше Я - состояние направлен коммуникативный стимул. Ваш ответ должен стать параллельным. 

Комплименты идут по линии Д - Р, предложение к сотрудничеству - по линии В - В, а «психологические удары» – по линии Р - Д.




1 комментарий:

На моем блоге ссылки, оставляемые Вами в комментариях открыты для индексации. Поэтому прошу Вас писать развернутые комментарии.